Первый профессиональный портал о строительной отрасли
Персоналии
Персоналии

О прозрачности «Госэкспертизы»

Вера Ляховская
Журналист
23.06.2015
Просмотров: 3726

В 2013 году появилась информация о том, что Республиканское государственное предприятие «Государственная вневедомственная экспертиза проектов» (РГП «Госэкспертиза») Комитета по делам строительства, жилищно-коммунального хозяйства и управления земельными ресурсами Министерства национальной экономики РК утратит свои полномочия до 2017 года. Была определена поэтапная реализация мероприятий по передаче «Госэкспертизы» в частный сектор. «На первом этапе в 2015 году предусматривается передать на рассмотрение частной экспертизе 50% проектов строительства, на втором этапе к 2017 году - до 90% проектов строительства», - сообщил первый заместитель премьер-министра РК Бахытжан Сагинтаев.

О настоящем положении дел в отрасли, кадровом потенциале и о том, насколько прозрачна сегодня деятельность «Госэкспертизы», Odome.kz побеседовал с директором Филиала РГП «Госэкспертиза» города Алматы Шымыром Кармановым.

Шымыр Досмурзиевич, начнем с вопроса передачи полномочий. Как продвигаются дела в этом направлении?

– Деятельность по проведению государственной экспертизы проектов (предпроектной и проектно-сметной документации) в настоящее время относится к государственной монополии и осуществляется РГП на праве хозяйственного ведения, созданным по решению Правительства РК. Прежде, до начала законодательной реформы государственной экспертной организацией ежегодно рассматривались около 80% всей проектной документации. Из них доля финансируемых за счет бюджетных инвестиций составляла 61,3%, частных - 21,3%, за счет инвестиций с государственным участием - 17,4%. К исключительной компетенции государственной экспертизы законодательно относилось рассмотрение проектов на строительство объектов, возводимых за счет бюджетных инвестиций и иных форм государственных инвестиций, а также потенциально опасных и технически сложных объектов независимо от источников финансирования.

Так, в 2010 году РГП «Госэкспертиза» было рассмотрено 10 063 проектов, в 2011 году - 11 579 проектов, в 2012 году - 12 735 проектов, что свидетельствовало об увеличении объемов экспертных работ в указанный период времени. Приведенные данные послужили основанием для разработки соответствующего законопроекта. Его концептуальной целью являлось бы создание эффективной системы рынка негосударственной экспертной деятельности в области проектирования объектов строительства. А суть такого реформирования заключалась бы в поэтапной передаче отдельных функций РГП «Госэкспертиза» из сектора государственной монополии в конкурентную среду, субъектами которой должны стать аккредитованные негосударственные экспертные организации, объединенные в саморегулируемую некоммерческую Палату.

Во исполнение протокола совещания у премьер-министра РК от 28 мая 2013 года межведомственной рабочей группой с участием заинтересованных общественных организаций из сферы проектирования и строительства, под эгидой тогдашнего министерства регионального развития, был подготовлен проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам реформирования экспертной деятельности в области проектирования объектов строительства». Законопроект был в установленном порядке внесен на рассмотрение мажилиса парламента РК 30 апреля 2014 года. Одновременно с этим велась подготовка проекта Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам кардинального улучшения условий для предпринимательской деятельности в РК». Во время парламентских каникул правительство с согласия главы государства приняло решение включить вопросы передачи части функций экспертизы проектов строительства (ТЭО и ПСД) из сектора госмонополии в рынок экспертных работ. Их объединили с одновременным внедрением принципа «одного окна» для проведения комплексной вневедомственной экспертизы, включающей ее «строительную часть», выполняемую государственной и аккредитованными экспертными организациями, а также отраслевые (ведомственные) экспертизы в области энергосбережения и повышения энергоэффективности, экологической, санитарно-эпидемиологической и промышленной безопасности.

В результате был принят названный Закон от 29 декабря 2014 года, предусматривающий кардинальные изменения и дополнения, внесенные в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» и ряд отраслевых кодексов и законов. Переходные положения этого Закона (статья 3) предусматривают двухэтапную передачу монопольных функций РГП «Госэкспертиза» в конкурентную среду. При этом планируется, что предусмотренные Законом и подзаконными актами критерии обеспечат на I этапе реформы (начиная с 1 января 2016 года) доведение ежегодной доли рынка экспертных работ из всего ожидаемого объема с нынешних 20% до 50%, а на II этапе (начиная с 1 января 2020 года) - до 90%.

Ранее было сказано, что невозможно передать экспертизу в частный сектор, поскольку не хватает специалистов. Как сейчас обстоят дела с кадрами? Приходят ли к вам молодые специалисты?

– Что касается кадровой наполняемости штата филиала РГП «Госэкспертиза» в Алматы, то мы регулярно размещаем объявления в СМИ, а также не реже одного раза в полгода официально уведомляем ГУ «Отдел занятости и социальных программ Алмалинского района г. Алматы» об имеющихся вакансиях, включая возникшую потребность в аттестованных специалистах-экспертах определенного профиля. Также у предприятия имеется свой официальный сайт, на котором размещается информация о наличии вакансий. Для того, чтобы работать экспертом в нашем предприятии, необходимо в обязательном порядке иметь аттестат государственного эксперта, выдаваемого ГУ «Управлением государственного архитектурно-строительного контроля и лицензирования», а также, иметь стаж работы не менее 5 лет в области проектирования по соответствующему разделу.

Однако, поскольку отечественные учебные заведения не готовят архитектурные и инженерные кадры специально для ведения экспертизы проектов, то нормативные правовые акты устанавливают квалификационные требования для получения аттестата эксперта в части наличия опыта работы в области архитектуры, градостроительства и строительства. Например, в производственном отделе нашего филиала РГП «Госэкспертиза» работают аттестованные специалисты, как правило, имеющие большой опыт работы в проектных организациях, научно-исследовательских и образовательных институтах, на различных инженерных должностях строительных компаний и предприятий стройиндустрии. Добавлю, что в республиканской системе РГП «Госэкспертиза» ведется регулярная работа по повышению квалификации экспертов, что определяется ежегодными программами технической учебы, прооведения семинаров, командирования специалистов на учебу за рубежом.

Вопрос в продолжение темы частных экспертов. Частная экспертиза рассматривает проекты индивидуального жилищного строительства, жилищно-гражданских зданий высотой до 3-х этажей, административно-общественных зданий с пребыванием до 300 человек, а также технически несложных производственных объектов. По вашему мнению, смогут ли частные эксперты на должном уровне рассматривать сложные объекты, которые ранее не входили в их компетенцию?

– Претерпевшим за последние месяцы заметные изменения в области экспертизы проектов строительства Законом «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республике Казахстан» предусмотрена именно поэтапная передача функций государственной экспертной организации в компетенцию аккредитованных экспертных организаций. Это обстоятельство расчитано на последовательное становление полноценного рынка экспертных работ начиная с 2015 года, затем в период до 2020 года, что и предопределено переходными положениями с постепенным «наращиванием мускулов» у субъектов экспертного рынка в статье 3 указанного выше Закона от 29 декабря 2014 года. Я полагаю, что раз все это будет происходить не в один день, постепенно повысится и уровень квалификации экспертов.

Все претензии - по телефону доверия

Шымыр Досмурзиевич, некоторые наши граждане жалуются на «Госэкспертизу», говорят, что эксперты затягивают сроки выдачи заключения либо находят несоответствующие действительности нарушения. На каком основании могут быть затянуты сроки? Какие нарушения являются основными, к чему могут придраться эксперты?

– Относительно «затягивания сроков», действовавшие до недавнего времени Правила проведения экспертизы проектов строительства от 19 августа 2002 года, определяли, что продолжительность проведения самой экспертизы (не считая самостоятельно проводимых обязательных отраслевых экспертиз) не должна превышать 45 календарных дней. В эти сроки не входило время, затраченное заказчиком и проектировщиками на устранение выданных в рабочем порядке экспертами мотивированных замечаний.

Указанный верхний предел установлен для комплексного рассмотрения и оценки основной массы ТЭО или ПСД для технически и (или) технологически сложных объектов I и II уровней ответственности. Для уникальных или технически и технологически особо сложных объектов I и II уровней ответственности продолжительность комплексной вневедомственной экспертизы не может превышать 60 рабочих дней. Для технически и технологически несложных объектов II уровня ответственности - не более 20 рабочих дней, а для технически несложных объектов III уровня - 10 рабочих дней.

В установленные договором сроки заказчику выдается сводное заключение комплексной вневедомственной экспертизы, включая выводы отраслевых экспертиз по экологической, санитарно-эпидемиологической и промышленной безопасности (с согласованием с уполномоченным органом в области промышленной безопасности производственных объектов). Сводное экспертное заключение может быть положительным (с рекомендацией на утверждение проекта) либо отрицательным, что указывает на необходимость переработки проекта. Новые правила проведения комплексной вневедомственной экспертизы не допускают «затягивания» сроков и продолжительности, установленных договором, за исключением случаев возникновения объективных форс-мажорных обстоятельств или иными оговоренными особыми условиями, что предусмотрено типовой формой договора.

Относительно основных нарушений, целью комплексной вневедомственной экспертизы проектов строительства является их оценка в части обеспечения устойчивого и безопасного функционирования объектов, построенных по одобренному экспертизой и утвержденному проекту после ввода их в эксплуатацию. Правилами проведения комплексной вневедомственной экспертизы установлено, что в ходе ее проведения выполняются задачи по оценке проекта строительства на:

1. соответствие заданию на проектирование, иным исходным документам (материалам, данным), заданиям, техническим условиям и требованиям, а также утвержденным градостроительным регламентам и градостроительным (планировочным) решениям и функциональному назначению данного участка (площадки, трассы) строительства;

2. соблюдение государственных и межгосударственных нормативных требований по обеспечению санитарно-эпидемиологической, экологической, пожарной и взрывной, а также промышленной безопасности, требований к прочности и надежности конструкций, обеспечивающих устойчивое функционирование объекта;

3. соответствие требованиям по энергоэффективности уникальных зданий и сооружений (их ограждающих конструкций), а также объектов, проектное потребление энергетических ресурсов которых превышает эквивалентный показатель в пятьсот тонн условного топлива в год;

4. соответствие условиям и ограничениям, установленным в сфере ресурсосбережения, защиты интересов отечественных производителей;

5. обоснованность принятых объемно-планировочных и конструктивных решений, применяемых материалов, технологического и инженерного оборудования, надежность и прочность строительных конструкций;

6. обоснованность и целесообразность предусмотренных проектно-сметной документацией объемов строительства объектов (зданий и сооружений, их комплексов, коммуникаций);

7. обоснованность и достоверность показателей, в том числе расчетной или сметной стоимостей строительства.

Теперь что касается придирок экспертов. В республиканской системе РГП «Госэкспертиза» внедрен и действует Кодекс корпоративной культуры, устанавливающий правила поведения сотрудников предприятия. Кроме того, на сайтах центрального аппарата (головного предприятия) РГП «Госэкспертиза» и его территориальных филиалов указаны телефоны доверия. Позвонив по этим номерам, можно оставить свои претензии к работнику экспертизы, которые рассматриваются отделом внутреннего контроля и, в случае необходимости, выносятся на дисциплинарную комиссию.

В части выдачи необоснованных замечаний и иных придирок следует учесть, что официальные замечания экспертов, которые должны иметь ссылки с указанием нарушенных норм, выдаются после их коллегиального оперативного рассмотрения обоснованности замечаний. При этом работа экспертов с заказчиками и защищающими проект авторами, начиная с 20 июня 2015 года, будет проводиться только в режиме online, что исключает любой прямой контакт.

Шымыр Досмурзиевич, вы сами подошли к теме электронного документооборота. Как известно, была подготовлена трехлетняя программа, направленная на повышение качества экспертной деятельности в Казахстане. Программа содержит целевые индикаторы: повышение качества экспертизы, внедрение новых технологий, новых методов работы, нового программного обеспечения, повышение материально-технической базы экспертизы. В ней предполагался и переход на электронный документооборот. Что из вышеперечисленного удалось реализовать?

– Я считаю, что трехлетняя программа, направленная на повышение экспертной деятельности в Казахстане, реализована полностью. Все эксперты системы РГП «Госэкспертиза» аттестованы, материально-техническая база и программные обеспечения обновляются на постоянной основе. Ведется поэтапное внедрение BIM-технологии в системе госэкспертизы, приобретен пакет программ с продуктами Navisworks и Revit. В центральном аппарате и в филиалах обучено 264 эксперта по работе с данными программами, прием проектно-сметной документации осуществляется вместе с BIM моделью объекта. Прием проектно-сметной документации (ПСД) осуществляется в электронном формате через личный кабинет заказчика реализованного на сайте .

Также приказом министра национальной экономики РК с 1 мая 2015 года запущена система комплексной вневедомственной экспертизы, исключающей самостоятельно проводимые отраслевые экспертизы и осуществляемой по принципу «одного окна». Согласно этому принципу, заказчик, чтобы пройти комплексную вневедомственную экспертизу, через личный кабинет представляет материалы технико-экономического обоснования (ТЭО) или ПСД в электронном формате только посредством единого электронного портала, что освобождает заказчиков от «беготни» по всем обязательным отраслевым экспертизам. Проект одновременно поступает на рассмотрение помимо РГП «Госэкспертиза» и в государственную экологическую и санитарно-эпидемиологическую экспертизу, а также экспертизу промышленной безопасности (по потенциально опасным производственным объектам). Заключения отраслевых экспертиз вывешиваются на единый портал. Затем РГП «Госэкспертиза» формирует сводное заключение, включающее выводы локальных заключений вышеуказанных отраслевых, и выдает его заказчику.

Насколько действия «Госэкспертизы» прозрачны? Могут ли люди видеть работу, проводимую экспертами, и ее результаты? Возвращаясь к предыдущему вопросу: насколько электронный документооборот позволил «Госэкпертизе» стать более прозрачной?

– Здесь все просто. С целью обеспечения прозрачности действий специалистов в ходе ведения комплексной вневедомственной экспертизы, на корпоративном сайте функционирует интерактивная карта проектов, находящихся на рассмотрении в системе РГП «Госэкспертиза». На этой карте отражаются все процедуры и стадии прохождения экспертизы, включая имеющиеся у экспертов замечания. Заказчик самостоятельно через личный кабинет может прослеживать весь процесс прохождения экспертизы по своему объекту. Работа экспертов и вся переписка ведется в электронном формате и в режиме online. Это обеспечивает достаточную прозрачность деятельности «Госэкспертизы».

Просмотров: 3726
23.06.2015