Первый профессиональный портал о строительной отрасли
Персоналии
Персоналии

О проектной культуре замолвите слово…

Светлана Умыргалеева
Журналист
08.12.2014
Просмотров: 932

Немало острых дискуссий ведется об актуальных проблемах архитектурного облика Алматы, его беспорядочной застройке, недостаточно развитой инфраструктуре, автомобильных пробках. Распространено мнение, что со стороны градостроителей не делается ничего существенного, что могло бы повлиять на решение этих насущных вопросов. Однако, есть еще энтузиасты, прилагающие огромное количество усилий для того, чтобы сдвинуть дело с мертвой точки. Среди них – создатель и президент Союза дизайнеров Казахстана, заслуженный деятель Казахстана, почетный профессор КаЗГАСА, академик им. Жургенева, академик МАИ, академик Российской Академии художеств Тимур Сулейменов. В интервью порталу odome.kz он поведал о проблемах с нормативно-правовой основой дизайна, разработанной «Концепции развитии дизайна в республике Казахстан» и том, как обстоит дело с разработкой нового Генерального план города.

Тимур Бимашевич, в 2005 с большим трудом удалось добиться принятия «Дизайн-программы преобразования исторического центра Алматы». Какова ее судьба?

– Разрабатывая этот документ, мы проделали огромный труд, подготовив проекты нормативных актов, технических и технологических решений по внедрению принципов дизайна, сохранения, регенерации и реставрации той городской среды, которую мы теряем. К сожалению, наши усилия оказались напрасными: проект был принят, но его документы и основные положения так и остались нереализованными.

Несколько лет назад вы предложили депутатам и разработчикам нормативно-правовых документов внести главу о дизайне в Закон «Об архитектурной и градостроительной деятельности». Какие положения содержала эта глава, и почему предложение не было рассмотрено?

– Если когда-то мы сомневались в правомочности генетики и кибернетики, то сегодня в таком же положении находится дизайн. Сегодня здания строятся в соответствии с определенными правилами, которые недостаточно адаптированы к современным реалиям, а о нормах дизайна говорить не приходится – их как таковых и нет. Существование такой области как дизайн не подкреплено нормативными правовыми и техническими актами. Фактически мы не можем регулировать эту область, а профессия «дизайнер» до сих пор не входит в тарификационный справочник специальностей. В год выпускается примерно под полторы тысячи дизайнеров, но при этом они бесправны, их невозможно принять на работу согласно штатному расписанию.

С чем связано такое «равнодушие» к проблеме со стороны власти?

– Слишком много мы говорим о профессиональном парламенте, в котором на деле не хватает квалифицированных специалистов, связанных с проектной культурой, архитектурой и градостроительством. В результате утвержденная правительством «Генеральная схема развития Казахстана» разработана без учета реальных потребностей и перспектив развития страны на ближайшие 5 лет. На программу истрачены немалые деньги, но при этом все сделано поверхностно, без глубокого анализа ситуации. Для того чтобы определить будущее, нужно проанализировать настоящее и прошлое. Мы собираемся отмечать 550 лет казахской государственности, но зачастую не знаем ответов на вопросы, каким образом она развивалась, как формировалась система расселения и определения национальных особенностей территории Казахстана, его топонимической основы, наименований городов. Почему в одних регионах плотность большая, а в других, напротив, низкая. От этой исторической основы зависит, как будет развиваться Казахстан в будущем.

Какие конкретные шаги и меры предпринимает Союз дизайнеров для того, чтобы изменить сложную ситуацию?

– На недавно состоявшемся форуме Global Design Week Almaty мы презентовали «Концепцию развития дизайна», в которой обозначены проблемы, определены основные направления политики дизайна в стране и система мероприятий по реализации Концепции. Проблем в этой области достаточно, и отсутствие нормативно-правовой основы – только вершина айсберга. Очевидно, что дизайну уделяется недостаточно внимания при планировании и осуществлении градостроительной деятельности, это в свою очередь негативно сказывается на качестве жизни населения. Низкий уровень спроса на услуги дизайна на предприятиях связан с недостаточной осведомленностью о его преимуществах и возможностях применения, устаревшим восприятием дизайна исключительно как средства художественного оформления выпускаемой продукции, без учета инновационного потенциала. В целом основной задачей концепции является развитие дизайна как проектной художественно-технологической деятельности по формированию гармоничной среды, обеспечивающей повышение конкурентоспособности экономики и рост качества жизни населения.

Насколько мы знаем, Союз дизайнеров, как и Союз архитекторов озабочены актуальной проблемой современного архитектурного облика Алматы, беспорядочной его застройкой. В чем вы видите корень всех проблем?

– Последний Генеральный план Алматы правительство утвердило в 2002 году, разрабатывался он еще раньше. Изначально генплан был рассчитан на 10-летнюю перспективу, естественно, в 2014 году он себя изжил. Город изменился, как и система функциональных и производственных связей, пользования земель и т.д., а в его истории было немало стихийных наплывов, явлений, которые меняли его облик. Алматы состоялся как мегаполис как таковой, с населением 1,5 млн. человек. Существовала сложившая инфраструктура дорог, коммуникаций и заводов, фабрик, мест приложения труда, благоприятные прекрасные территории, в том числе природные. Город имел неофициальный статус самого благополучного города РК, однако политические акценты сместились, столицей стала Астана, но физическая ситуация, в которой был Алматы, осталась, город продолжил развиваться в своей стихии. Ежегодно в Алматы пребывало порядком 20-30 тыс. человек, случались самопроизвольные захваты земель.

Речь идет о необходимости разработки нового Генерального плана города. Что сегодня реально предпринимается в этом направлении?

– Сегодня и для городских властей, и для общественности очевидно, что Алматы нуждается в кардинальных мерах по разрешению коллапса, в котором он находится. Мы в буквальном смысле задыхаемся, у нас не хватает воды, электричества, тепла, мест приложения труда, не говоря уже об эстетике. Градостроители и архитекторы неоднократно обращались к городским властям с предложением о разработке нового генплана. В прошлом веке было разработано 5 или 6 генпланов, но не один из них не предусматривал 80 или 100 барахолок на территории города. Соответственно, и проблем с дорогами и магистралями до барахольного узла, пробок, тупиков. На картине аэрофотосъемок жуткого коллапса пробки торчат, как раковые опухоли внутри города. Эту «болезнь» надо как-то лечить, поэтому пришли к выводу, что город надо увеличивать в масштабах. К городу было прирезано 23000 гектаров областных территорий, которые потребовалось систематизировать. Ситуация еще раз подтвердила необходимость разработки нового генплана и концепции развития города. Наконец, правительство выделило средства из государственного бюджета на его создание. В настоящее время ведется разработка концепции, следующий этап – создание генерального плана, который помог бы разрешить городские проблемы транспорта, коммуникаций и инженерного обеспечения города. Естественно, все это не может разрешиться без помощи дизайна, т.е. без проектной культуры.

Расскажите, в чем принципиальное отличие нового генплана?

– По инициативе городских властей, главного архитектора города, Союза архитекторов было решено создать большой коллектив из специалистов различных областей для того, чтобы сделать комплексную разработку. В генплан впервые будет включен раздел «Разработка дизайна городской среды».

В одном из интервью вы говорили о планах проведения фестиваля, на котором будут подниматься глобальные вопросы проектной культуры и проблемы формирования окружающей среды. Чего вы ждете от данного форума?

– Весной мы планируем провести конференцию, а также семинар по проблемам разработки Генерального плана. Я думаю, есть необходимость в том, чтобы консолидироваться вокруг этого глобального проекта. По натуре своей я общественный человек. 27 лет назад создал совместно с коллегами этот Союз, всю жизнь создаю те или другие коллективы, придумываю объекты, инициирую проекты. Сам по себе труд архитекторов и дизайнеров – коллективный, поэтому я временами испытываю острую тоску по потерянным коллегам… Страшно, что исчезает культура истины, культура духа. Все эти электронные гаджеты подрывают элементарную способность человека мыслить. И все же в нас еще есть силы и потенциал, и главное – желание работать и менять что-то в лучшую сторону.

Просмотров: 932
08.12.2014