Первый профессиональный портал о строительной отрасли
Персоналии
Персоналии

Фарит Галимов: «Астана состоялась как столица, а строиться она может еще сотни лет»

Антон Морозов
Выпускающий редактор k-pro.kz
11.08.2015
Просмотров: 1526

На некоторые вопросы о том, как происходил перенос столицы, как строилась и развивалась Астана, любезно согласился ответить Фарит Хабибрахманович Галимов, вся трудовая деятельность которого связана со строительной отраслью Казахстана. В 1996-1998 годах он работал председателем Государственной комиссии по передислокации высших и центральных органов в город Акмолу – министром Республики Казахстан. Затем был первым заместителем акима города Акмолы (Астаны), членом комитета по экономической и региональной политике сената парламента Республики Казахстан.

– Как получилось, что вы, еще не в столице, оказались председателем комиссии по передислокации? Вы работали в Алматы, в министерстве…

– Я тогда работал первым замом Аскара Алтынбековича Кулибаева в Министерстве строительства жилья и застройки территорий. На базе бывшего министерства строительства.

– И почему выбор пал на вас, как вы считаете?

– Как и во многих случаях, это было просто стечение обстоятельств. Сначала президент Нурсултан Абишевич Назарбаев выступил в Верховном совете 6 июля 1995 года с предложением перенести столицу. Все тогда, я думаю, не очень понимали, о чем речь. Какой перенос, когда надо поднимать зарплаты, пенсии, к чему такие траты? Это я так думаю, что была у некоторых такая логика. Президент сказал: у меня сегодня день рождения, давайте, сделайте мне подарок (смеется). Ну депутаты и проголосовали. После этого появился указ президента. Первым председателем комиссии был тогда Нигматжан Исингарин – первый заместитель премьер-министра. И ему указом поручено было заниматься вопросами переноса. Затем был назначен Николай Макеевский. Опыта ведь у нас никакого по переезду не было. Если и был опыт, то «древний», когда переносили столицу из Петербурга в Москву, столицу Казахстана – из Кызыл Орды в Алма-Ату. Тогда были и условия совсем другие.

Наряду с организационными трудностями была проблема денег. Все займы, которые брали за рубежом, четко оговаривались – никаких налево, направо, вот получили на такие-то цели, вот только туда, все. За этим кредиторы следили, конечно. Своих денег, конечно, тогда не было.

И мне позвонили из приемной президента: вас вызывает глава государства. Я пришел. Ну давай, говорит, займись этим делом. Мы с ним беседовали час, наверное, на эту тему. И вот так я возглавил эту комиссию. Продолжили начинания Исингарина и Макиевского, но уже более практично – пришло время строить жилье, распределять, где какое министерство будет, когда какое министерство должно закончить работу по подготовке офиса, когда переезжают, какие люди переезжают, какие категории. Насчитали порядка 3700 человек, по-моему, в то время. На каких условиях? Надо квартиры, надо платить за переезд, подъемные и так далее. Естественно, нужно было и

Естественно, нужно было и городское хозяйство поднимать, а оно и для уровня областного центра было не ахти – тепла нет, горячей воды нет, с энергией перебои, улицы убирать, все надо ремонтировать. Ну тогда время было такое, все было в упадочном состоянии".**
Фарит Галимов, председатель Государственной комиссии по передислокации высших и центральных органов в город Акмолу

городское хозяйство поднимать, а оно и для уровня областного центра было не ахти – тепла нет, горячей воды нет, с энергией перебои, улицы убирать, все надо ремонтировать. Ну тогда время было такое, все было в упадочном состоянии. Надо было ремонтировать ТЭЦ, решать проблемы с водопроводом. Это все связано с переездом – подтянуть уровень города. Потом состоялся переезд. Церемония. Размещение. Часть в гостиницах разместили, а кого-то в квартиры, к примеру, в трехкомнатной квартире временно жили по три семьи.

Потом, в течение года после переезда, был создан генплан города. Был объявлен конкурс на генеральный план столицы. Выиграл Серик Сарсенбеков. Этот план, конечно, еще был во многом создан по-старому, по-советски, ведь и строительные нормы тогда все были еще советские. Но было принято принципиальное решение, что город будет развиваться на левом берегу. Были определены центр, жилье, спортивные объекты и так далее. Генплан – это не облик, а скелет города. Потом пришел архитектор Курокава с инициативой, что правительство Японии выделяет грант на то, чтобы улучшить этот генплан. Он взял за основу этот генплан, часть людей, которые его делали, он тоже взял в команду, и они сделали корректировку. Улучшили транспортную схему с учетом роста числа автомобилей. Но даже с учетом корректировки мы сегодня видим пробки. Может быть, потому что не вся сеть дорог построена. Курокава несколько центр поменял. Какие-то еще изменения внес. Но принципиально генплан особо не изменился в части расположения главных зданий – президента, правительства, Верховного совета и прочее. Но в целом генплан был значительно реконструирован.

Потом началось потихоньку финансирование, страна начала потихоньку вставать, как говорится, с колен, тогда вообще с деньгами была проблема. Был создан фонд «Новая столица». Главное, что был решен вопрос финансирования. Со скрипом, с трудом, с проблемами. По нынешним временам цифры были ну не большие, но все неотложные дела были закрыты. Началось постепенное решение вопросов. Из комиссии я ушел, ее расформировали, я ушел в акимат. Первым замом стал у первого акима Астаны Адильбека Джаксыбекова.

В столице начали появляться районы. Сначала два, сейчас три. Создали институт «Астанагенплан». Усилили департамент архитектуры. Постепенно создавался костяк. Первая проблема была – это тепло. Нашлись деньги на приведение в порядок ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2. Начали решать проблему воды – провели трубу из канала Иртыш – Караганда до Вячеславского водохранилища. Где-то на 60 миллионов кубометров воды в год. Сняли остроту этой проблемы. Была решена часть проблем поиэлектроснабжению – построили подстанцию. В районе Сейфуллина, около гостиницы «Интерконтиненталь», там построили подстанцию мощную, по-моему, 80 или 100 мегаватт.

Начали строить здесь, на левом берегу, подстанцию. Ну, естественно, начали строить сети на левом берегу – тепло, вода, канализация, электричество. И так потихоньку город начал развиваться и развился почти до миллиона жителей.

Сегодня, конечно, основа города построена. И его еще сотни лет будут строить. С городом нельзя так – построил, и все. Это не как рабочий поселок вокруг завода.
Фарит Галимов, председатель Государственной комиссии по передислокации высших и центральных органов в город Акмолу

Начали строить жилье, конечно. Первоначально, я помню, где-то в 1998 году мы построили жилья чуть-чуть больше, чем в самый лучший советский период, когда 217, что ли, тысяч квадратных метров построено в Целинограде. А мы построили порядка 250, что ли. И это считалось большим достижением. Сейчас прошло не так уж много времени, а в городе был период, когда 1 миллион 800 тысяч квадратных метров строили. И сейчас, наверное, в районе миллиона жилья строится. Причем из них только 10 процентов на бюджетные средства, а остальное все – это ипотека, деньги людей, банков и прочее. Мы, естественно, построили большое количество административных зданий – президентская резиденция, правительство, парламент. Министерства, ведомства практически все работают в новых зданиях. Построили, конечно, приличное количество гостиниц.

Тогда была одна гостиница «Интерконтиненталь» из новых и из старых гостиница «Ишим», но в ней условия были никакие. Улицы – по колено снег, центр города был, как сейчас самая глухая окраина.

Сегодня, конечно, основа города построена. И его еще сотни лет будут строить. С городом нельзя так – построил, и все. Это не как рабочий поселок вокруг завода, предположим, надо 5 тысяч человек, вот и построили поселок на 5 тысяч жителей. А в городе сегодня может быть 800 тысяч, миллион, завтра 2, 3 миллиона может быть. Как страна будет идти, так и столица.

Старый Целиноград и сегодняшний левый берег – это небо и земля. Когда-то брусчатка на Водно-зеленом бульваре казалась – это круто, а сейчас ее меняют на гранит. Что-то от нашего поколения останется. Но придут другие и начнут менять.
Фарит Галимов, председатель Государственной комиссии по передислокации высших и центральных органов в город Акмолу

– Какие объекты вам запомнились? Говорят, мост, где гостиница «Рэдиссон», вы строили.

– Я много чем занимался, не только этим мостом. Немогу сказать, что мне что-то больше запомнилось. Мне все нравилось. Город постоянно менял лицо. А любой объект, когда построен, сдан, радует душу. Тогда были свои проблемы и радости, сейчас другие. Всегда было непросто. Когда и дом на 100 жильцов было построить непросто. Все меняется. Сейчас и на 300 жильцов строят, и фасад другой хотят сделать. Все в движении. Материалы другие, технологии другие пришли. Старый Целиноград и сегодняшний левый берег – это небо и земля. Когда-то брусчатка на Водно-зеленом бульваре казалась – это круто, а сейчас ее меняют на гранит. Что-то от нашего поколения останется. Но придут другие и начнут менять. Это естественно. Театр оперы и балета, к примеру, уникален, построен на века. А жилые здания будут меняться, будут лучше, появятся новые требования к архитектуре.

– Есть программа «Нурлы жол». Вы, как строитель, с ней интегрированы. Чем она интересна?

– Почему президент принял эту программу? Во все времена, когда начинает пробуксовывать экономика, государство, которое имеет такую возможность, предоставляет бизнесу вложения в инфраструктуру, которые не по плечу или не свойственны бизнесу. Начинает вкладывать деньги в дороги, в транспортную инфраструктуру, в какие-то объекты энергетики, еще куда-то. И вот программой «Нурлы жол» определен круг объектов, который призван поддержать экономику. Подставить плечо в нелегкие времена – основная задача «Нурлы жол». А уже конкретно, что определили специалисты, предложили президенту, он утвердил. Например, «КТЖ». Вот готовится столица к международной выставке в 2017 году. И чтобы не ударить в грязь лицом, мы должны улучшить транспортную составляющую проекта – дороги, аэропорт, вокзал. «ЭКСПО-2017» дает стимул для этого. Не было бы выставки, все равно объекты были бы нужны. Новый вокзал, новый аэропорт все равно назрели – не хватает мощностей. Не только в городе, но и в стране в целом. Вот ценность «Нурлы жол». Появляется инфраструктура, появляется возможность в этих точках двигать бизнес. Проложили железную дорогу Жезказган – Бейнеу, города, которые стоят на этой дороге, получат дополнительный стимул к развитию. Еще пример. Дорогу построили, а вдоль нее есть много полезных ископаемых, если бы не было этой дороги, никто бы не стал туда идти. А так – «железка» прошла, от нее строят подъездные пути километров 20-30, появляется стимул для бизнеса. Появится бизнес – появятся населенные пункты. Все взаимосвязано с инфраструктурой. А если к поселку нет дороги, нет электроэнергии, кто будет там строить, к примеру, животноводческий комплекс?

– Вокзал в Астане, говорят, будет уникальным.

– Для создания проекта вокзала провели междуна-родный конкурс при активном участии президента страны. Выиграла петербургская фирма «Студия 44». Это современный вокзал. Долго выбирали, в какой части города его поставить. Выбрали – он будет стоять практически в центре города. Удобно расположен для пассажиров, будет ближе к аэропорту. Конечно, есть ряд проблем при проведении железной дороги через город. Поэтому решили сделать металлическую эста- каду длиной 2 с лишним километра, чтобы могли свободно пропускать составы по железной дороге, чтобы автодорога проходила, чтобы архитектурный облик был нормальный. И защита от шума предусмотрена. Все соответствует современным требованиям.

– То есть поезд будет подходить по эстакаде?

– Да, и перрон будет находиться на высоте примерно 9 метров над землей. Под вокзалом будет проходить Водно-зеленый бульвар, на вокзале будут паркинги, торговые помещения. А в архитектурном плане там будет оболочка высотой 40 метров полукругом и длиной около 250 метров, шириной 54, по-моему, метра. Стекло с обеих сторон, витраж, сверху кровля. И внутри будет 5-6 этажей со служебными и коммерческими помещениями, включая рестораны. То есть вокзал со всеми современными требованиями – по логистике, по обслуживанию, это не просто вокзал в старом понимании, а современный центр с большими возможностями для расширения услуг и транспортной инфраструктуры. У него большой запас для роста.

Современные тенденции – все заводское, качественное, меньше времени требуется на строительство, меньше людских ресурсов необходимо. Для массового строительства это хорошо.
Фарит Галимов, председатель Государственной комиссии по передислокации высших и центральных органов в город Акмолу

– Вот вы уже давали оценку старому и новому городам. А как строителю, какие технологии вам запомнились, которые пришли в город?

– Раньше для обмена опытом ездили куда-то, учились. А теперь такая уникальная возможность, когда компании приезжают сюда со своими технологиями. Допустим, 2 турецкие компании, похожие технологии, а проектные решения разные. Допу- стим, строили Медиацентр. У них свои технологии, свои подходы к решению, архитектурно-планировочные, конструктивные. И у наших крупных отечественных стройкомпаний свой особенный подход и стиль. Они двигают прогресс. Современные тенденции – все заводское, качественное, меньше времени требуется на строительство, меньше людских ресурсов необходимо. Для массового строительства это хорошо. И идет практическое обучение отечественных строителей на деле. Внутри здания тоже появились современные материалы, которые менее подвержены ржавчине, коррозии. Висит лампа в люстре энергосберегающая. Когда-то это был прогресс, сегодня привычная реальность. И освещение на улицах меняется. И регионы, глядя на столицу, подтягивают архитектуру.

Раньше для обмена опытом ездили куда-то, учились. А теперь такая уникальная возможность, когда компании приезжают сюда со своими технологиями.
Фарит Галимов, председатель Государственной комиссии по передислокации высших и центральных органов в город Акмолу

– Любите вы этот город?

– Я живу в этом городе. В моей жизни это уже четвертый город, родился и прожил 30 лет в Петропавловске, 15 лет в Кокшетау, 10 лет в Алматы, теперь больше 15 лет здесь, в Астане. Не любил бы, уехал.

Просмотров: 1526
11.08.2015