Первый профессиональный портал о строительной отрасли
Персоналии
Персоналии

Генплан: понимание и задачи

Любовь Ульбашева
Журналист
17.11.2014
Просмотров: 1311

Генеральный план пригородной зоны Алматы, составленный группой градостроительных фирм и экспертов-градостроителей, утвержден постановлением Правительства Республики Казахстан и одобрен Президентом. Документ ориентирован на комфортное и безопасное проживание человека как в пригородной зоне, так и центральной части города. В настоящее время также идет разработка нового генерального плана южной столицы. О том, какие изменения произойдут в городе и на пригородных территориях, как скажется присоединение земель к Алматы, зачем нужны объездные дороги, какова судьба четырех G, о вызовах и требованиях современности рассказала президент Союза Градостроителей Казахстана, директор компании «Урбостиль» Любовь Нысанбаева в эксклюзивном интервью журналисту odome.kz.

Любовь Владимировна, расскажите, пожалуйста, о Союзе Градостроителей Казахстана, который вы возглавляете. Какие у организации функции?

– «Союз Градостроителей Казахстана» – общественная организация, объединяющая архитекторов, градостроителей, строителей, инженеров, экономгеографов, ученых, финансистов, девелоперов, социологов, представителей власти – всех, кто занимается вопросами развития города. Союз был создан в период тяжелого постсоветского кризиса, когда не было средств, ясных задач, государство перестало заказывать генеральные планы, а градостроители остались без работы. У многих членов нашего союза за спиной был многолетний опыт предшествующего периода, практика выполнения серьезной аналитической и практической проектной работы, согласования с представителями власти, службами города, района, области, экспертами. Наша работа была эксклюзивной, специфической, требующей определенных знаний и опыта. Каждый градостроитель отдал много лет, чтобы научится делать генпланы, анализировать, предлагать и выполнять проектные решения.

Первым президентом нашего союза был Нурбахыт Койшыбеков. Группой активных градостроителей под его руководством была создана организация, которая помогла выжить нашему цеховому коллективу. Нурбахыт Койшыбекович безвременно ушел из жизни, оставив Союз градостроителей Казахстана на наше попечение.

Расскажите, пожалуйста, о новом Генеральном плане Алматы. Насколько он «правильный»?

– Группа специалистов работает над Генеральным планом Алматы второй год. Работа движется к завершению. Надеюсь, в новом генеральном плане будут даны решения злободневных проблем города. Есть не только понимание о необходимости «разгрузки» южной части, но и прямые директивы о снижении этажности новой застройки, о создании пешеходных бульваров, о возврате городу значения города-сада, что было заложено в базовой концепции развития Алматы.

Актуальной задачей является создание автомобильных выходов из города во всех направлениях с созданием скоростных видов общественного транспорта. Это обеспечит безопасность в период ЧС, а также удобство и скорость передвижения, без которой невозможно развитие экономики.

Сейчас город готов к завершению транспортного кольца, которое действительно разгрузит широтные магистрали – проспекты Аль-Фараби, Райымбека и Рыскулова. Кольцо проходит по Восточной объездной дороге, затем по дороге на аэропорт, далее через Пятилетку Турксиба, часть – через с. Первомайка (пока не пробита), далее по дороге вдоль Бурундайской промышленной зоны и затем на существующую трассу Саина – Момышулы. В утвержденном генеральном плане пригородной зоны данное кольцо протрассировано. Осталось построить километра три, чтобы замкнуть его. Реализация данного кольца сразу решит вывод транзитного потока за пределы города, что позволит улучшить экологию воздушного бассейна города и создать более комфортные условия жизнедеятельности южной столицы.

Параллельно с генеральным планом выполняется проект детальной планировки центра города – его исторического ядра – одной из главных достопримечательностей Казахстана и якоря его туристического развития. В Алматы складывается хорошая творческая обстановка, инициируемая властями, позволяющая вносить предложения по улучшению решений нового генерального плана. Поэтому думаю, что надежды на «правильный» генплан города Алматы небезосновательны.

Учитывая природные особенности месторасположения города, важно найти планировочные градостроительные решения по воссозданию города-сада с компактной, но в то же время расчлененной планировочной структурой, внутри которой будут обязательные зеленые незастроенные пространства. Это не столько красивая и практичная идея, это безопасность проживания в городе с чистым воздухом, с зелеными пространствами, выполняющими и функцию эвакуационных выходов в период ЧС. Более плотная застройка может быть предложена на периферийных территориях перспективных площадок развития города – северной, восточной и северо-западной – расположенных вдоль высоко урбанизированных клиньев расселения, перемежающихся с зелеными клиньями.

Район исторического ядра - это не только достояние города Алматы, но и достояние Республики Казахстан, потому что оно дорого многим людям нашей страны. Думаю, центр нуждается в реконструкции с креативной идеей, которая высветит новые его возможности, комфорт и красоту. Положенная в его основу квартальная пространственная структура с масштабными для пешеходного движения параметрами сегодня «сминаются» современными постройками и огромным количеством автомобилей, которые паркуются на любом свободном месте. Это сегодняшняя данность, которую нужно преодолеть, и чему обязательно должен способствовать новый генеральный план Алматы. Размеры ядра центра позволяют сделать его полностью пешеходным и сохранить классический стиль домов с помощью реконструкции.

Любовь Нысанбаева

Для того, чтобы сделать центр действительно пешеходным, нужно создать вокруг него из существующих автодорог в направлении к ядру центра, транспортное кольцо одностороннего движения с паркингами на основных подходах к историческому центру. Это будет примерно как в Калгари: историческое ядро города – пешеходная зона. Конечно нужен и развитый общественный транспорт, наверное, на базе метро.

Что делается, для того, чтобы сделать Алматы более комфортным и доступным для людей с ограниченными возможностями?

– Сделать весь город доступным для людей с ограниченными возможностями – важная социальная задача. Скажу вам, что на данном этапе работа проектировщиков сильно отличается от ранее достаточно формальных разделов. Расширены и детализированы нормативные требования, проектные решения проходят специальную экспертизу. Но все равно, пока эта работа еще требует дальнейшего совершенствования. Культура отношения к проблемам людей с ограниченными возможностями – задача, серьезно продвигаемая в нашем обществе. Сейчас ни один проект не может пройти госэкспертизу без тщательно выполненного и согласованного раздела проекта с органами социальной защиты населения. Самое главное, в городе будут создавать спецусловия не для «галочки», а возводить здания по всем правилам: пандусы определенной высоты, с нормативным уклоном, чтобы люди могли пользоваться ими, специальные лифты для колясочников – большие с широкими дверями. Все это должно работать в разных погодных условиях.

Некоторые алматинцы возмущаются, что Генплан не был согласован непосредственно с жителями мегаполиса. Как вы считаете, насколько целесообразно публичное обсуждение таких поправок?

– Если вы имеете ввиду Генеральный план пригородной зоны Алматы, то по нему проведено большое количество общественных слушаний с самыми разными группами населения, в том числе и с общественными организациями и объединениями. На одном из таких слушаний известный общественный деятель Мэлс Елеусизов сказал, что, если бы этот генеральный план был сделан 20 лет назад, можно было бы избежать многих ошибок и проблем.

Вообще, практика проведения общественных слушаний – новый инструмент, который пока только обкатывается в жизни. Насчет целесообразности публичного обсуждения, могу сказать следующее: безусловно, в своей основе это правильная идея. Но нужно четко представлять, как сделать так, чтобы можно было максимально учесть мнение населения и гармонично увязать общественные и частные интересы, а также учесть разнообразные экологические, социальные, сейсмические и другие сложившиеся проблемы и создать полноценную и гармоничную среду для всех жителей. На ежегодных Градостроительных форумах, проводимых Союзом градостроителей Казахстана, этот вопрос поднимался неоднократно. Мое внимание привлекло следующее предложение ученого-градостроителя Куралай Ибрагимовой: проводить вместо слушаний анкетный социологический опрос. Таким образом, можно будет охватить максимально широкий круг населения и получить ответы жителей на вопросы относительно развития города.

Несколько лет назад президент Казахстана Нурсултан Назарбаев призвал сносить незаконные постройки вдоль рек на водоохранных территориях. Однако количество жилья на берегах рек не уменьшилось. Насколько это безопасно для людей и экологии?

– Возводить жилье на берегах горных рек в их верховьях, на «прилавках» гор и выше, в зоне 10-ти балльной сейсмичности - безусловно опасно в случае чрезвычайных ситуаций. Это не место для нормальной комфортной жизни! К тому же, после строительство жилья нужно возводить объекты социальной сферы, а в данной зоне это нежелательно. Ни одним регламентом не предусматривалось освоение таких территорий для массового жилищного строительства. Практически вся застройка здесь выполнена без решения генплана и, увы, узаконена. На этих территориях предусматривается обязательное соблюдение водоохранных полос и зон, что зачастую не выполняется и нарушает экологию водных объектов. Регламентированное использование этих территорий предусматривается для кратковременного отдыха или горного сельского хозяйства. В случае ЧС в проектах на эти территории предусматривается размещение вертолетных площадок и троп для быстрой эвакуации в случае необходимости.

По закону в водоохранной полосе шириной 35 метров от берега водоема или реки, нельзя строить объекты хозяйственной деятельности. Здесь могут быть парки, аллеи, прогулочные зоны и пешеходные дорожки. Нужно также соблюдать 500-метровую водоохранную зону, где можно строить объекты, имеющие полное инженерное благоустройство участка и здания. На практике в жизни решения градостроительных проектов нужно исполнять всем. Но у нас это к сожалению, пока не принято, так как каждый частный собственник помнит о своих интересах и забывает, что есть общественные, то есть общие интересы всех вместе.

В этом году к Алматы присоединили 23 тысячи гектаров из земель Карасайского и Илийского района. Как присоединение этих территорий отразится на Алматы?

– Не думаю, что негативно. Жители пригорода всегда пользовались услугами города, в том числе и инженерными коммуникациями, дорогами, объектами торговли, развлечений и т. д. Все будет так, как было. Единственное изменение – станут быстрее решаться проблемы, лучше застраиваться и реконструироваться присоединенные территории, быстрее создаваться транспортная и инженерная инфраструктура. Будет больше внимания уделено социальной сфере – строительству школ, больниц, детских садов, жилья. Будет упорядочена миграция, трудозанятость, транспорт.

Как известно, население пригорода увеличивается в частности и за счет механического притока, из-за возможности перевода крестьянского хозяйства в личные подсобные хозяйства (ЛПХ), деления их на мелкие участки и продажу, а затем перевод в ИЖС. Как правило, жители сел, к которым примыкают крестьянские хозяйства, переведенные в ЛПХ, не могут купить участок в 10 соток. Участки скупаются горожанами или прибывшими из других регионов. В результате население растет спонтанно, меняется демографическая картина, социальные характеристики населения.

Территории, прилегающие к городу, в период введения института частной собственности на землю, были переданы в частную собственность в виде земельных долей под развитие сельского хозяйства. Деление территорий происходило без наличия градостроительного проекта, в связи с чем массив участков, переданных в частную собственность, не имеет планировочной структуры жилого образования, транспортного каркаса. Эти территории переводятся в ЛПХ, нарезаются на участки 6-10 соток, застраиваются домами и узакониваются.

При разработке градостроительного проекта приходится исправлять эти ошибки, трассировать и расширять дороги для улиц, проездов, а также инженерных коммуникаций, размещать школы и детсады, поликлиники и спортивные площадки и др., что конечно болезненно воспринимается собственниками земли. Большую проблему представляют участки, нарезанные под жилые дома в санитарно-защитных зонах кладбищ, закрытых лечебных и др. объектов. История по реализации важного проекта БАКАД также всем известна.

В Алматы за последние годы появилось много развязок, многие ездят по Восточной объездной дороге, однако по-прежнему в час пик наблюдаются пробки на дорогах. В чем причина?

– Построенные в Алматы развязки изменили городской ландшафт, облегчили движение транспорта по городу, сделали более-менее доступными районы города. Но кроме городских дорог должны быть объездные магистрали, куда сбрасывался бы весь транзитный транспортный поток. Поскольку у нас нет объездных дорог ни в верхней, ни в нижней частях города, весь основной поток автомобилей едет по Аль-Фараби, Райымбека, Рыскулова. Заторы образуются еще и потому, что жители пригородных поселков приезжают в Алматы на работу. Большую долю этого потока составляют частные извозчики.

Улицы Рыскулова и Райымбека перегружены городским и транзитным транспортом. Чтобы ликвидировать пробки, необходимо быстрее достраивать БАКАД, построить еще одну внутреннюю обводную дорогу, которая позволит перегруппировать транспортные потоки. Ситуацию необходимо упорядочивать всеми мерами – административными, организационными, техническими, градостроительными. Причем со стороны градостроителей уже все сделано – все дороги давно продуманы, начерчены, утверждены. Осталось только построить. Очень трудно пришлось с БАКАДом. Люди специально строят дома на проектных трассах пробиваемых дорог, зная, что это запрещено, с тем, чтобы получить от государства компенсацию. Самое примечательное в том, что проект был утвержден еще в 2010 году.

А нельзя ли это как-то контролировать?

– Чтобы закон работал и неукоснительно соблюдался, нужно выделить финансовые средства для штата сотрудников и ужесточить наказание за нарушение закона. Кроме того, нужно разбираться, почему человек строит там, где не положено? Порой возникают совершенно абсурдные ситуации – человек за несколько дней возводит какое-либо строение, а потом требует, чтобы ему заплатили компенсацию. Если дом построен незаконно, без разрешения, строение нужно сносить без каких-либо компенсационных выплат. Конечно, нам жалко людей. Но закон для всех один и его нужно уважать.

Расскажите, пожалуйста, какова судьба строительства четырех городов-спутников в Алматы? Ходят слухи, что эти четыре города вряд ли будут построены когда-либо…

– Четыре города – Green City, Gate City, Growing City и Golden City расположены на индустриальной оси развития алматинской агломерации в направлении Алматы-Капшагай. Капшагай является контрмагнитом Алматы и находится в зоне более низкой сейсмичности (7-8 баллов). Благодаря созданию новых рабочих мест туда можно оттянуть население.

Целесообразно вкладывать инвестиции в строительство хорошего жилья, что позволит придать новый импульс развитию Капшагая. Green City является его составной частью, новым жилым районом города и включен в утвержденный Правительством Генплан. Капшагайская городская зона отдыха и зона отдыха на северном побережье – области двойного назначения: для отдыха и на случай ЧС (для размещения населения).

Gate City и GoldenCity – северная площадка развития Алматы. Если задуманное построить на должном уровне, там будет безопаснее, чем в предгорных районах. Строительство на этих площадках предусмотрено как в генеральном плане пригородной зоны, так и в генплане. Что касается Growing City – он будет обеспечивать логистику, поскольку находится рядом с селом Жетыген – логистическим центром на ж/д трассе Хоргос-Алматы.

Появятся ли в Алматы какие-либо новые большие проекты в архитектурно-градостроительной отрасли?

– Сейчас первостепенен Генеральный план развития Алматы и проект детальной планировки центральной части города. Помимо этого разрабатывается проект «Пешеходный город», в создании которого принимает участие датский архитектор Ян Гейл. Он был удивлен количеством зелени и улиц для прогулок и отметил, что наш город прекрасен, остается только немного улучшить. Однако нужно помнить, что применение западных стандартов должно быть адаптировано под наш город, чтобы он не изменил, а сохранил свое лицо. Город должен быть таким, чтобы в нем каждый человек, будь он житель или гость, чувствовал себя комфортно.

Просмотров: 1311
17.11.2014